Группа братьев из нашего Объединения во главе с Николаем Алексеевичем Бугриевым, участвовали в конференции служителей из зоны военных действий Украины и России. Ниже представлены заметки с этой конференции.
Заметки с конференции служителей ЕХБ Украины, России, а также славянских союзов и церквей ЕХБ США
Конференция состоялась в конце июня в Ростове-на-Дону, в доме молитвы церкви ЕХБ «Евангелие», где обсуждали, как практически помочь церквам и людям в зоне военного конфликта. Добро не имеет границ, впрочем, как и зло. Сегодня на Востоке Украины, которая стала печально известна всему миру, концентрация зла огромна, но есть там и Божьи служители, которые в труднейших обстоятельствах являют людям Любовь Христа. Они остались в этой долине плача, чтобы разделить со своими верующими и местными жителями все тяготы войны и под обстрелами проповедовать Евангелие Иисуса Христа словом и столь необходимыми добрыми делами – раздачей хлеба и воды, которые становятся и в прямом и в духовном смысле хлебом жизни и водою живою.
Где обитает правда?
- Не удается сатане разделить Церковь. Трагедия Востока Украины, наоборот, как никогда, объединила нас. Люди в тяжкие дни войны, голода и холода, видели, как наши церкви и верующие служили им: помогали, чем могли, делились хлебом и водой, ободряли Словом Евангелия. Это было доброе свидетельство, - говорил на конференции, которую он вел на правах принимающей стороны, старший пресвитер по Ростовской области и Калмыкии РС ЕХБ Владимир Дрок.
Хочу сразу извиниться перед братьями: обо всех свидетельствах, которые прозвучали на конференции, упомянуть просто невозможно из-за их численности. Знаю также, что братья и не подумают обижаться, потому что не себе славы ищут, оставаясь там, где сегодня очень тяжело, где их жизни непосредственно угрожает опасность. Один из пресвитеров донецкой церкви, к примеру, побывал под расстрелом, но не считает нужным об этом рассказывать.
С радостью докладываю нашим читателям, что на конференции безраздельно господствовал дух единства и братства. Ни одной реплики по поводу правоты той или иной стороны, ни одного упрека, ни одного политического выпада; даже, когда говорили о жертвах и разрушениях, то никто никого ни в чем не обвинял. Да и вспоминали об этом с единственной целью, чтобы определить, чем и как поддержать людей – верующих и неверующих, переживающих страшные дни и ночи обрушившейся на них войны.
Важно, что никто не доказывал правоты «своей стороны», не втягивался в это абсолютно бессмысленное занятие. Во Втором послании Апостол Петр, 3:13, говорит: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». То есть, правды на нашей земле, кроме, как в Библии, нет. Место ее обитания – небо и новая земля. Кто ищет ее в другом месте, неизбежно станет служителем лжи. Поиск и защита земной правды ведут в тупик, к разделениям, чреваты обольщением и духовной слепотой.
Руководящий пастор церкви «Брайт» (Сакраменто, Калифорния, США), членами которой являются верующие 25-ти национальностей, Павел Хакимов рассказал, что в церкви был создан специальный фонд для помощи украинским церквам, благодаря чему дома молитвы в зоне конфликта зимой были обеспечены углем и соответственно – теплом, а также стали возможными благотворительные программы. Перед отъездом в Ростов-на-Дону состоялось пасторское совещание, в котором, кроме пастора, участвовали семь его заместителей. Общее напутствие: церковь отделена от государства (один из семи принципов баптизма), и ее представителям следует быть вне политики; но она открыта для помощи верующим, попавшим в беду. Церковь благословила братьев на поездку в Россию.
Обнимемся, братья!
Наше единство во Христе, единство Его Церкви не может зависеть от внешних обстоятельств, его не взорвут ни мины, ни снаряды, ни попытки сатаны вбить клин между братьями благодаря разной оценке политической ситуации. Так на месте возможных разногласий был построен мост взаимодействия.
Когда власти украинской стороны ограничили ввоз гуманитарной помощи 50-ю килограммами на одного человека, и ее поток резко снизился, то начал более интенсивно действовать «российский коридор». Теперь помощь шла в церкви не с Запада, а с Востока, и ее разделяли со всеми нуждающимися.
Или такой пример: разграбление хосписа (клиники для умирающих людей) удалось остановить только тогда, когда братья с российскими паспортами прикрыли ее «российским щитом» и таким образом сохранили медучреждение от разгрома. Но особенно дорого для верующих, когда церкви посещают служители и с той, и с другой стороны и оказывают не только материальную, но и духовную поддержку, питают их Словом Божьим и духовными песнопениями. В этом особенно нуждаются служители, которые сегодня нередко трудятся в одиночку.
Окружающие нас люди тоже видят это, подчеркивалось на конференции, и говорят: вам, баптистами, хорошо: вы помогаете друг другу… Это ли не свидетельство, о котором говорил апостол, что люди, увидев, наши добрые дела, прославят Бога? (1 Пет.2:12). Это перевешивает предрассудки, недоверие, враждебность к «сектантам», которую пытается посеять лукавый. Люди обращаются к Богу: в домах молитвы, где их кормили хлебом насущным, они находят нечто большее – Хлеб Жизни.
Просто невозможно не вспомнить свидетельство о жителях Мироновки, откуда уехали все служители и почти все верующие. Дом молитвы был закрыт, но люди, до 100 человек, приходили к нему и проводили возле него импровизированные богослужения, как могли: кто-то пел псалмы, читали Библию, молились. И так длилось 3 месяца, пока уехавшим братьям не сообщили о том, что происходит. Приехали служители, молитвенный дом открыли, и все, кто собирались до этого вне его стен, остались в нем.
Или такой пример. Михаил Нагирняк представлявший на конференции регион Донецкой области, в котором 43 церкви, рассказал: «Несмотря на трудности (а было и такое, когда в моем погребе жили 19 человек, подсолнечное масло разливали по 100 граммов на человека, и ведру картошки были рады), служение развивается. Рукоположены 5 пресвитеров и 5 дьяконов; и если в 2014 году в целом по области крестились 140 человек, то в 2015-м – 250. Это говорит само за себя».
Соль – добрая вещь. Не потерять силу…
«Вы – соль земли, Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее на попрание людям» (Мф. 5:13) – об этом напомнил, обратившись к собранию со словом ободрения, заместитель председатель Тихоокеанского объединения церквей ЕХБ (США) Николай Бугриев. Важнейшее свойство соли – обеззараживание. Мировой океан только потому является уникальной оздоравливающей экологической системой, потому что он – соленый. Лиши его соли – и последствия будут печальными.
Сегодня много пишут и говорят о людях, в руках которых сосредоточена огромная власть (масонах и т.п.), разного рода тайных заговорах. Но нам не стоит поддаваться на это, потому что мы знаем: самая влиятельная сила в мире – это Церковь Иисуса Христа, которая подобна соли в Мировом океане. И скоро Бог заберет ее от Земли...
Сегодня мир проверяет нашу соленость – способность жить по Евангелию и проповедовать его в неблагоприятных условиях; не расходится ли наше слово с нашими делами и поступками, не является ли моя проповедь голословной, не подтвержденной моей жизнью. Но не только мир – Сам Господь испытывает нашу верность, приверженность Истине, сохранились ли в нас свойства соли.
Только близость к Богу может дать нам необходимую соленость, только тесные взаимоотношения с Ним. Наши отцы прибрели соленость в страданиях за Христа, и они передали ее нам, поэтому пожелание верующим: не потерять соленость, оставаться солью для мира сего во всех обстоятельствах жизни.
Доброе свидетельство
О наличие соли свидетельствуют дела. Об организации импровизированных «столовых» на базе домов молитвы, которые получили широкое распространение в зоне военного конфликта, говорили многие служители. Были также удивительные свидетельства о том, как общины обустраивали для своих церквей скважины и снабжали водой не только дома молитвы, но и прилегающие к ним жилые районы. Эти добрые дела не могут остаться незамеченными, делают проповедь Евангелия предметной.
«Неверующие не переставали удивляться: ради того, чтобы бесплатно поработать и помолиться, эти баптисты едут с Кавказа, из Рязани, Ставрополя!..» «За нами наблюдают, по нам ориентируются: когда все началось, люди прибегали и спрашивали: вы уезжаете?.. Нет! Ну, тогда и мы остаемся…» Или такое: «Баптисты начали восстанавливать молельный дом, значит, конец войне…»
Однако наряду с этим на конференции прозвучала обеспокоенность, что «кормление» людей, социальные программы стали занимать слишком много места в жизни церквей, задача которых в первую очередь – нести людям весть о спасении. Говорили и о так называемом «донецком синдроме», когда общины привыкают к тому, что им все время дают, их снабжают. И эта психология остается потом надолго.
Региональный заместитель председателя РС ЕХБ в Кабардино-Балкарии и Дагестане Виктор Левашов обратил внимание собрания на три реакции на страдания, которые открывает нам Писание: убегать; защищаться; страдать. Апостол Павел в разных обстоятельствах вел себя по-разному: бежал от преследований, когда его в корзине спускали с крепостной стены (Деян.9:25); защищался, ссылаясь на то, что он – римский гражданин (Деян.22:25); принимал страдания, заранее зная о них (Деян.20:22-24). Это очень значимый пример для нас: мы призваны любить наших братьев и сестер в разных обстоятельствах их жизни, понимая, что их ведет Бог, что их действия могут быть продиктованы необходимостью исполнить волю Божию, которая не всегда понятна стороннему человеку.
«Хвалимся и скорбями» (Рим.5:3)
Это слово не могло не прозвучать, потому что оно так естественно выражает состояние верующего, который, проходя долиною плача, открывает в ней источники Божьих благословений (Пс. 83:7). Рассказывая о скорбях, через которые Бог проводит нас, мы свидетельствуем о Его милости к нам, Его покровительстве и чудесах, очевидцами которых становимся. Наверное, каждая церковь, которая оказалась сегодня в зоне вооруженного конфликта, вписала в свою историю особую страницу скорбей и милости Божией.
Пресвитер Александр Кацапенко свидетельствовал: в церкви, где он несет служение, осталось 3 человека, а сейчас – 30. Это в основном новые люди, много подростков. Их поселок Пантелеймоновка находится на линии разграничения, то есть как бы на нейтральной полосе: 15 километров в одну сторону и 15 – в другую. Обстреливают здесь часто. Верующие решили усиленно молиться, создали СМП – Срочную Молитвенную Помощь. Когда начинаются обстрелы, мы молимся, рассказывал брат, – и все стихает. Это чудо становится очевидным для всех. Слава Богу!
Макеевская церковь «Дом молитвы» осталась без воды. Сделали проект, начали бурение – воды нет. Когда углубились в землю на 70 метров, бурильщики сказали: все, мы сворачиваемся, здесь ничего не будет. Братья собрались для молитвы: Господи, Ты давал Своему народу воду даже из камня!.. Во время обеда прибежали бурильщики: на отметке 90 метров пошла вода и поднялась на поверхность до трех метров от земли!..
Заместитель председателя Российского Союза ЕХБ Петр Мицкевич, пастор Московской церкви «Голгофа», ректор Московской богословской семинарии, передавая приветствие от председателя Союза Алексея Смирнова, прокомментировал отрывок из Послания ап. Павла филиппийцам, 4:10-19, в котором в том числе сказано: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и недостатке; все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Павел писал из тюрьмы, находясь в трудных обстоятельствах, и то, как он вел себя в этих обстоятельствах, - хороший пример для нас. В этом коротком отрывке мы можем найти черты зрелого христианина:
1.Заботиться о других, видеть их нужды и проблемы; думать не только о себе, но и об окружающих тебя. 2. Учиться: «научился всему» (4:12). 3. Быть довольным; как пишет апостол, «ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (4:11). Зрелый христианин – не ворчун, не ропотник, он доволен и может благовествовать, невзирая на обстоятельства. Не обстоятельства диктуют ему, как поступать, а Святой Дух.
И вот ключевое заявление апостола: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (4:13). Научиться благодарить Бога, помня, что нет случайностей в нашей жизни; поднять духовный взор вверх, к небу, чтобы затем, независимо от наших обстоятельств, посмотреть вокруг – кому мы можем помочь.
Как обрести покой в духе
По водительству Святого Духа председатель Северо-Западного объединения славянских церквей ЕХБ (США) Андрей Чумакин продолжил эту тему. Он привел текст из Второго послания апостола Павла к коринфянам, 2:12-13: «Пришед в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и была отверста дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита».
Быть пастырем Божьего стада – это благословение, но это и призвание к трудностям. Так бывает, что при всех твоих стараниях видимого результата благовестия нет, и это приводит к разочарованиям. Подобное случилось с Павлом. 2 года он трудился в Коринфской церкви, наставлял, обличал, растил, а результата не было: коринфяне ранили его сердце равнодушием, разделениями, семейными проблемами, противостоянием… Теперь Павел пришел в Троаду, где Господь открыл ему дверь для благовестия, и куда должен был прийти к нему из Коринфа Тит с вестями из родной церкви. Но Тита не было, и это не давало покоя духу Павла. А надо проповедовать!..
Где пастырю найти покой духу своему? – вот проблема, с которой мы нередко сталкиваемся. «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами на всяком месте» (2:14). Павел нашел опору в Боге; проповедь в Троаде, где тогда не было ни одного верующего, состоялась, люди каялись. В 20-й главе Деяний апостолов мы видим, как впоследствии Павел проповедует в Троаде, и юноша Евтих заснул и упал с третьего этажа; там уже была церковь.
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать». Это триумф, процессия победителей. В ней идут и раненые, и те, кто терпели в определенное время поражения, но все они идут в колонне триумфаторов. Мы также принадлежим к армии победителей – Церкви Христовой, несмотря на переживаемые трудности, раны и временные поражения. Но это армия победителей, потому что ее возглавляет наш Господь!
Просить сил у Бога
Перед заключительной общей молитвой к собранию обратился председатель Союза баптистских церквей Украины Валерий Антонюк:
Нам надо прийти к престолу благодати и милости Божией и просить у Бога сил.
Когда мы вспоминаем библейский текст «Братство любите», то понимаем, что это не о структурах, не к одному союзу или объединению, но Братство – это библейская ценность. Братство, которое основал Христос, которое заповедали нам апостолы, оно реально, оно здесь. Когда наши братья уезжали в Америку, не все это понимали и принимали, да и по сей день так. Но это наше Братство, и оно оказалось необходимым и востребованным сегодня.
Мы не знаем, что нас ждет впереди. Но лучшее время для Церкви, когда Бог по-особенному говорит с нами. И это время сегодня, это время судов, время очищения. Думаю, Господь по-особенному любит наши церкви в славянских странах, и поэтому Он не дает нам покоя, не позволяет уснуть, успокоиться в комфорте.
Зато преисподней очень не нравится Церковь ЕХБ, которая стоит на фундаментальных библейских позициях. В современном мире постмодерна, относительности всего, терпимости к греху, такая позиция тем более неприемлема. Поэтому силы зла восстают, чтобы поколебать нас, остановить, разрушить церкви…
В первой главе Откровения, вы помните, Христос ходит среди семи золотых светильников и держит в деснице семь звезд. Какой прекрасный образ! Наш Первосвященник ходит среди церквей в России, в Украине, Луганске, Донецке, США… И Он держит нас в Своей руке! Наша независимость, к которой так стремится мир, кончилась в тот момент, когда Он взял нас в Свою руку. Это самое высшее благо для нас – чувствовать свою зависимость от Христа. Мы – не от мира, у нас другая природа, другое представительство, иные цели и задачи.
Что ожидает нас завтра? Если мы серьезно читаем Писание, то должны понимать: завтра не будет легче. Господь испытывает и даже бьет нас. Что будет завтра, мы не знаем, но если исследуем пророческое Слово, то должны готовиться к худшему. Поэтому не из страха, а из понимания ситуации будем ходатайствовать: Господи, приготовь нас к этому времени!
Мы понимаем, что силы зла сжимают кольцо. И надо молиться, чтобы Господь сохранил свободу для проповеди Евангелия. Баптисты всегда ценили ее, не демократию вообще, а свободу проповеди. Молиться, чтобы церкви стояли в истине. В мире у каждого – своя правда, но у тех, кто в руке Божьей, она одна, Божия. И она будет нас объединять, утверждать наше единство.
Мы очень ценим братскую помощь и поддержку братьев. Но нам нужна сила.
Мы не можем быть ретрансляторами телеканалов, стать в позу и прокомментировать события по плоти. Мы – Божьи, мы ретранслируем Божье Слово. Мы в Его руке, и мы будем просить, чтобы нам была дана сила Божья. Давайте обнимемся в молитве и придем к Нему!
Милость Божия
Группа «Ковчег», которая ободряла нас своим пением, запомнилась песней о милости Божией, которую по просьбе братьев исполнила два раза. Она начинается и заканчивается такими словами:
От погибели спасла
Меня милость Божия,
В день отчаянья нашла
Меня милость Божия.
То, что я еще живу,
То, что Господу служу,
Это милость Божия,
Это милость Божия.
Павел ГАРАДЖА,
Заместитель главного редактора
«Международной христианской газеты».