После долгих двенадцати лет Господь позволил мне вновь посетить Москву в марте 2016 года.
Последний раз мы там были всей семьей в 2004-м году, посещая столицу нашей земной родины спустя пятнадцать лет после эмиграции из Советского Союза. На этот раз целью моей поездки было преподавание в Московской богословской семинарии в рамках Института повышения квалификации старших пресвитеров Союза ЕХБ России. Пребывание в Москве длилось десять дней. Несколько дней преподавания, и затем участие в Совете Союза (собрание всех старших пресвитеров России) дало мне уникальную возможность пообщаться с теми братьями, на чьих плечах лежит забота о церквях на необъятных российских просторах, и почувствовать, чем дышит сегодня братство, с какими проблемами они сталкиваются.
Первое, на что я обратил внимание, это дух благовестия в сердцах братьев-старших пресвитеров. Практически каждый, с кем я разговаривал, говорил о важности распространения Евангелия в том регионе, в котором он совершает служение.
Второе, что я заметил, это ударение на основание новых церквей. В далеком советском прошлом не только правительство препятствовало организации новых общин баптистов, но и сами братья, пресвитеры поместных церквей, не охотно воспринимали эту идею, т.к. нужно было отпускать часть активных членов своей церкви для основания новой общины. Теперь же я встретил совсем другое понимание. Братья подчеркивали необходимость и важность появления новых церквей для успеха распространение Благой вести.
Я обратил внимание на возрастной состав старших пресвитеров, а также на их «духовное происхождение» и продолжительность опыта служения в церкви. Много братьев было среднего возраста (40-50 лет). Есть даже вполне молодые братья (около 30 лет). Нередко я слышал свидетельства о том, что братья пришли в церковь из «мира» и не имели «церковной наследственности». Однако Господь спас их; они стали ревностными членами церкви и постепенно достигли положения старшего пресвитера по какому-то региону. Вихрь эмиграции унес за рубеж многих служителей, поэтому я почти никого не встретил среди старших пресвитеров из тех, кто были таковыми еще при Советской власти.
Среди проблем, с которыми сталкиваются в служении в России сегодня, братья отметили давление со стороны Православной церкви. Влияние этой церкви на общество и на правительство страны все более возрастает. Традиционно, Православная церковь рассматривала баптистов как сектантов. Такой же взгляд остается и сегодня. Это ведет к тому, что баптистам и представителям других евангельских течений ставятся препятствия для благовестия, чинятся разного рода препятствия для строительства или приобретения молитвенных домов, и др.
Другая проблема – это пропаганда средств массовой информации о том, что баптисты – это западная религия, и потому россиянам не стоит ее принимать. Приписывается баптистам связь с западными разведывательными структурами. Это настраивает людей против баптистских церквей и ставит препятствия для свидетельства людям о спасении во Христе.
Однако, не взирая на эти сложности, братья продолжают побуждать верующих к личному свидетельству о Господе тем, с кем они живут по соседству, работают или учатся. Это очень напоминает ситуацию во времена Советского Союза.
Я очень благодарен Богу за эту возможность повстречаться с братьями-служителями и просил бы всех читателей журнала молиться о наших братьях и сестрах в России, о том, чтобы Господь даровал им мужество и мудрость для проповеди Евангелия в тех условиях, в которых они находятся в настоящее время.
Вячеслав Цвиринько